Анонс интервью:

Jay Kay — только факты

News image

Мне сложно находить с людьми общий язык. Когда я рос, взрослел, мне приходилось самому себя развлекать. Един...

LOUNGE LIFE: Интервью с Александром Нуждиным

News image

Третье интервью нам дал  Александр Нуждин - ведущий программы FM-Cafe, DJ Радио Максимум 1. Происхожден...

Топ-альбомы:

Jahcoozi – Barefoot Wanderer Remixes Part 2

News image

If you only read the books that everyone else is reading, you can only think what everyone else is thinki...

Project Bassline – The Twelfth Step EP

News image

Невозможно пройти мимо этого чудесного релиза от Cheap Thrills. Почему? Ну, во-первых обложка! Наконец-таки,...

Авторизация



Главная Lounge Lounge и кисельные берега


Lounge и кисельные берега
Направления - Lounge

lounge и кисельные берега

После прослушивания сборника Hotel Costes 6, задумался о смысле и судьбах музыки вроде lounge и вообще неоджаза. Вот нравится мне, к примеру, композиция Metropolitain Эммануэля Сантарроманы, а насколько вшива эта музыка с классовой точки зрения? Ведь бытует мнение, что lounge – музыка для толстосумов. Не зря же её крутят в дорогих ресторанах и дискотеках. Не просто же так на закрытые вечеринки с участием lounge-диджеев, съезжаются богатенькие буратино на Bugatti и Ferrari.

Вообще, откуда пошла эта музыка? С точки зрения матчасти она происходит из широкой диджейской культуры ambient-а, точнее, является его преодолением (эмбиент сочиняли и играли в основном технари, которые, как известно, гармонию воспринимать могут лишь в качестве шаблона). В середине 90-х произошло знаменательное событие, которое незадолго до этого предсказывал известный диджей и журналист John Peel – в электронную музыку пришли джазовые музыканты и обогатили её импровизацией и наследием культуры полувековой давности. Кстати, Джон Пил недавно умер в возрасте 65 лет. Говорят, он захлебнулся текилой на пляже в Перу, где отдыхал с семьёй.

Однако каковы смысловые истоки ланджа, какова его, так сказать, этимология? Об этом безупречно писал Миша Вербицкий:

Что такое «культура богатых»? Что за музыку слушают богатые? Я подозреваю, что (ровно также, как и русские интеллигенты) европейские богачи публично (и на официальных приемах) делают вид, что слушают классическую музыку, а на самом деле любят (не сильно далеко ушедшую от того) Селину Дион. В Америке 1950-х, богачи не шли на поводу у вырожденцев Европы и (кроме недавних эмигрантов, даже если и богачей, все равно людей низшей касты) классической музыки не слушали. Что они слушали, я, по правде, не знаю. Но популярная (и усиленно внедряемая в массы) мифология утверждала, что все богатые, успешные и (как это по-русски) fabulous, suave and swingingly sophisticated people слушают исключительно роскошную (а также fervered, opulent and luxuriant) музыку cocktail lounge. Невозможность перевести все эти слова совершенно реальная -- это не слова, это рекламные штампы, аналога которым в России нет и не может быть. Все эти штампы давно умерли, и сейчас живут только на обложках (весьма контркультурных) пластинок 1990-х -- эпохи lounge revolution. Но контркультура это странная. Сейчас социальную нишу «swinging nation» -- молодых нуворишей -- занимают яппи, а маркетинговую нишу cocktail lounge занимают суши и эспрессо-бары. Яппи слушают классическую музыку и альтернатив, а контркультура лаунджа отталкивается от культуры показного нон-конформизма «альтернативы» -- яппи. В обстановке тотального конформизма через показной нон-конформизм, cocktail lounge занимает парадоксальную позицию нон-конформизма через показной (и существенно устарелый) конформизм.

Т.е. с одной стороны, это музыка гламура и ничем не сдерживаемого позитива. Музыка для «успешных и модных». С другой стороны (и Миша тоже говорит об этом), одним из основоположников жанра является ныне почившая в бозе американская группа Combustible Edison, которая состоит на 90% из стёба над Christmas music – музыкой супермаркетов в канун рождества, когда очумелые потребители тратят поистине гигантские деньги на товарные фетиши. Таким образом, lounge – это музыка и «господина»-капиталиста и «раба»-потребителя. Такой дуализм в этимологии lounge и объясняет основные каноны этого стиля. Вообще, lounge переводится с аглицкого как «зал ожидания». Только на западе «зал ожидания» – это не заблёванное центральное помещение Курского вокзала, а скорее то, что у нас называется vip-зоной в аэропортах. Т.е. само название стиля подразумевает, что под эту музыку надобно развалиться в мягком кресле, потягивая хеннеси, нежить водянистое тело и безмятежно наблюдать равновесие вселенной. Lounge – это музыка для расслабления для и без того хилых. С другой стороны, Lounge – это музыка фона. Т.е. аналогично Christmas music она не должна отвлекать, а значит, обязана быть гладкой и отполированной, будто тело какой-нибудь порнозвезды из плейбоя. В Lounge не может быть ничего такого, что могло бы зацепить слух. «Лёгкая музыка для немного оглохших». Если lounge не слащав и не аморфен как сливочное желе – это не lounge.

Lounge music can rightly be called an incipient culture where everyone can derive vital energy for a bustling day to come. <…> It is not just music, but a polyphonic attack on the negative emotions accumulated in your inner life

Борьба с «негативом» ради всеутверждающего «пузитива». Будьте здоровы живите богато.

Однако какова всё-таки классовая принадлежность данной музыки? Ведь нельзя забывать, что справа от неё расположились Бойд Райс с сотоварищами, а слева – Друзья Дена Мартина и indie-лейблы. Качественность (даже я бы сказал добротность) этой музыки не подлежит сомнению (хотя я вообще отрицаю критерий качества по отношению к музыке: «всё идёт по плану», сыгранное в сыром подъезде, может быть исполнено душевнее, чем любая соната в исполнении музыканта консерватории в пожёванном фраке). С другой стороны, это изначально музыка ресторанов (Cafe del Mar, hotel Costes – это, грубо говоря, лейблы одноимённых кафе и отеля) и отъявленных «фриков» с павлиньими хвостами. Надеюсь, почтенной публике, не стоит объяснять, что фрики – это такие особенные снобы, не пропускающие ни одной дискотеки, ненавидящие «лузеров» и зачастую являющиеся ряжеными пидорами. Но это на западе. У нас фрики почти не водятся, а «роскошные рестораны», где крутят ландж, предлагают посетителям бизнес-ланчи за 150 рублей. Возможно, это потому, что lounge у нас пока не распространён, а российская «элита» не понимает ничего масштабнее шансона и Пугачевой. В России – это удел «продвинутой» или попросту золотой молодёжи. Насколько она золотая – можно судить по форумам LoungeMusic.ru. Они читают потихоньку Мураками и Макса Фрая, одеваются в престижную, по их мнению, одежду от Бенетонна и Sash. Это у них называется «соответствовать уровню». Для России, конечно, такой уровень не так уж и плох, но corpuscula может разнести надежды этих ящериц коктейль-холлов в пух и прах – стоит только попросить.

Очень показательным мне кажется интервью директора ресторанов GOA, Жёлтое море и Vision – Гарика (наверное, Масарика).

Красота, и гармония нуждается в популяризации! В Москве сейчас много ресторанов и кафе, можно сказать бум – понастроили тысячи, но редко где слышу выверенный музыкальный фон, это как раз от отсутствия информации. В популяризации одни плюсы, минусов нет. Опопсение? Попс это популяризация, но что плохого в популяризации красоты и гармонии? На lounge невозможно заработать денег, много денег. Lounge займёт свою нишу в кафе, ресторанах, бутиках, такси, был бы рад если в такси играл бы lounge, это же сейчас проблема – едешь в такси — как на зону везут. За что чаевые таксист получает? За комфорт! Все хотят комфорта во всём, если бы не звучал сейчас в ресторане lounge, то мы бы слышали кофемолку, как едят за соседним столиком, шум улицы и т.д. В лесу lounge не нужен, если бы мы жили в лесу вообще не нужна была бы музыка, защищающая тебя от города. Это как зонтик которым мы прячемся от звукового мусора цивилизации.

Очень своевременная мысль: в лесу (или в деревне – от себя добавлю) никто lounge слушать не будет. Lounge – это музыка восторжествовавшей урбанизации. Это музыка без резких углов, беззубая музыка тотального конформизма. То, что её адепты стремятся «соответствовать стилю», отличать себя любимых от лохов и фриков – показатель того, что кажущаяся альтернативность данного стиля может выделить только одного конкурента для lounge – это радио Шансон. Позитивизм такой музыки столь же пошл, как и «негатив», исходящий от вышедшего на свободу зэка. Ландж в России – это не музыка элиты и буржуёв. Это удел более-менее состоятельных маргиналов среди молодёжи.

Я вот, к примеру, на дух не переношу радио Jazz, где крутят подобную музыку, но при этом с удовольствием слушаю Combustible Edison или Эммануэля Сантарромано. Именно за то, что их музыка отличается от всего прочего неоджазового болота своей резкостью и достаточно агрессивным настроением. Обычный Lounge не создаёт настроения – он его подавляет, оставляя пустоту, многими ошибочно принимаемую за «позитив». Так что нет ничего плохого в том, что от Cocktail Revolution до нас докатились лишь далёкие отголоски. Культурно-музыкальный уровень РФ до сих пор определяют Шура Каретный, Глюкоза, группа Звери и Уматурман с рекламными роликами операторов сотовой связи и презервативов. Ланджем же здесь принято считать продукцию «Снегири-рекордс» и Нож для Frau Muller. Почему – один Велес знает.

Можете пофантазировать на досуге, что бы было, если расейская элита отказалась от блатняка в пользу Lounge Lifestyle. О просвещённом абсолютизме помечтайте. А мы останемся верными принципам критической диалектики и отберём из lounge всё интересное (и оттого выпадающее за рамки стиля), а обо всём остальном забудем. Как забыли раньше имена корифеев техно и хауса.


 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Афиша и события:

IV Фестиваль CityJazz

News image

CityJazz — как горячий шоколад, дождливой московской осенью без него тоскливо. CityJazz — это сила привычки: до «Усадьбы.Джаз» е...

Оркестр Гленна Миллера

News image

Всемирно известный оркестр Гленна Миллера под управлением выдающегося музыканта Уилла Салдена представит свою программу «Лучшее ...

Музыка для стрип-пластики и танца стриптиза

News image

Стрип-пластика – один из самых любимых видов фитнеса у женского пола. Мужчины, кстати, тоже любят поглазеть на такое представлен...

Сезария Эвора

News image

Универсальность и самобытность — вот секрет её музыки. В своём творчестве певица собрала традиции многих стран, вложила в них св...

Фестиваль Le Jazz

News image

Фестиваль LeJazz, безусловно, самый романтичный проект агентства «АртМания». Каждый год запах мимозы, лёгкое чувство влюблённост...

Cesaria Evora

News image

Рояль, гавайская гитара, аккордеон, скрипки, кларнет... и мелодичные баллады на креольском в исполнении босоногой дивы

Chillout альбомы:

News image

Al Tourettes & Appleblim – Lipsmacker EP

Чем еще заняться владельцу успешного лейбла, который за последний год нагреб денег огромной совковой лопатой и теперь решил поэк...

News image

Four Tet / Mala – Nothing To See / Don’t Le Me Go

Лейбл Soul Jazz решил тихонечко всех потроллить, активно используя слово FUTURE™ для своих нынешних и будущих релизов. В сентябр...

Релизы альбомов: