Стиль Acid-Jazz |
Направления - Acid Jazz |
Стиль раннего «кислотного джаза» представляет собой, в чисто техническом смысле, хип-хоповый ритм (сэмплированный или сыгранный вживую) с наложенной поверх джазовой импровизацией какого-нибудь эффектного инструмента: трубы, тромбона, саксофона или вибрафона. Первые песни в стиле эйсид-джаз попадали в хит-парады скорее всего из-за своего звучания, близкого к стилю «рэп», исключительно популярного в начале 90-х. Таковой была, например, композиция «Cool Like Dat» американского трио Digable Planets. Ненавязчивый речитатив и красивая партия трубы в духе старого джаза обеспечили композиции хорошую ротацию на радиостанциях (в России ее, если не изменяет память, играло «Радио Максимум») и прохождение по различным номинациям во многих конкурсах. Номинации «эйсид-джаз» в то время не существовало (неудивительно!), поэтому команда проходила то по разряду «лучший рэп-коллектив», то как «соул-группа», «танцевальный проект» и так далее. Популярной была и остается композиция «Cantaloop: Flip Fantasia» группы Us3. Полностью построенная на кусочке из джазового стандарта «Cantaloop Island» (автор — Херби Хэнкок) с добавлением, опять-таки, речитатива и танцевальных ритмов, пьеса стала сенсацией (в наше время ею безбожно озвучивают рекламные ролики) и спровоцировала интерес публики к «эйсид-джазу». Сама идея привнесения джазовых мелодий в модный тогда хип-хоп родилась, по-видимому, благодаря некоторой ограниченности мелодики хип-хопа. Почему бы не переосмыслить подзабытые джазовые пьесы в новом ключе, привив им звучание гетто или мегаполиса? Получилась занятная смесь: танцевальный и ритмичный хип-хоп облагородился старыми или стилизованными «под старину» джазовыми мелодиями. Однако при всей удачности такого «перекрестного опыления» очень скоро эйсид-джаз перерос принцип простого смешения стилей и начал развиваться как вполне самостоятельное направление. Звукозаписывающая компания с логичным названием «Acid Jazz» подхватила и всячески продвигала новую музыку. Сенсацией на рынке звукозаписи в середине 90-х стала английская группа Jamiroquai. Их первые хиты «When You Gonna Learn?» и особенно «Blow Your Mind», несмотря на свою сложную джазовую гармонию и аранжировку, мягко говоря, далекую от стандартов поп-музыки того периода, буквально протаранили различные хит-парады. Что это за странная музыка — фанк, соул или «вялый» рэп — никто не мог понять, но аудитория приняла ее. Заметим, что группа состояла из большого количества музыкантов (около девяти) и играла, в отличие от предыдущих эйсид-джазистов, материал исключительно собственного сочинения. Успех другой сенсации того времени, группы Brand New Heavies, был более предсказуем. Скажем, их композиция «Dream On, Dreamer» сделана в более попсовом, танцевальном ключе. Но, несмотря на это, в ней хорошо чувствуется свинговый заряд. Короче говоря, новый стиль «покатил», и примерно в то же время фирма «Acid Jazz» начала выпускать некий концентрат своей продукции в виде серии сборников «This Is Acid-Jazz» или «Best Of Acid-Jazz» (куда, кстати, входили композиции тех же Jamiroquai и Brand New Heavies). Сейчас эти сборники дают прекрасное представление о генезисе некоего эйсид-джазового мейнстрима. Этот мейнстрим, в свою очередь, представлен группами разной степени известности. В него, безусловно, попадают и Jamiroquai (к сожалению, на последних пластинках они ударились в иное экспериментаторство), и Brand New Heavies (они, кажется, вообще порастеряли весь свой мелодический талант), а также Gota, Vibraphonics, Mother Earth и некоторые другие коллективы и исполнители. В то же время существуют и более радикальные и авангардные проекты, вроде продукции лейбла «Ninja Tune»: Funky Porcini, DJ Krush и многие другие, кто все-таки имеет к эйсид-джазу скорее чисто номинальное отношение. Как бы то ни было, но с появлением и развитием эйсид-джаза молодые деятели импровизационной музыки получили свой шанс выйти из тени великих предшественников и создать что-то свое. Мнение старшего поколения музыкантов об эйсид-джазе варьируется от полного неприятия («это просто джаз-рок с новым названием!») до безоговорочного одобрения. Один из самых известных деятелей «smooth-jazz», 56-летний певец и композитор Майкл Фрэнке, будучи в Москве, выразил некоторую примирительную идею: «Я положительно отношусь к этому стилю, в нем создано много интересных композиций. У нас в Америке есть много молодых музыкантов, играющих «кислотный джаз», минималистичный и электронный, за чьим творчеством я слежу. Не думаю, что эйсид-джаз — что-то преходящее. Скорее всего, он со временем займет прочное место в поп-музыке». |
Читайте: |
---|
Афиша и события:
David Sanborn и Транс-АтлантикДэвид Сэнборн. Упоминания имени этого саксофониста уже достаточно, чтобы тысячи поклонников джаза обратились в слух. Обладатель ... |
Техно музыка и ее направленияТехно музыку, как термин, используют для описания множества типов музыки в стиле электро. Техно принято считать абстрактным вид... |
Karen J. и трио Олега Бутмана: Jazz in Motion«Только свободный дух музыки – может покорить этот мир!» Это девиз потрясающей американской вокалистки Карен Джей. Свобода жи... |
Понятие электронной музыкиТермин «электронная музыка» обозначает музыку, которая создается при помощи электронного оборудования. Иногда это понятие приме... |
Paco de Lucia12 марта в 19.00 в БКЗ «Октябрьский» состоится долгожданный концерт легенды мирового музыкального олимпа, реформатора nuevo flam... |
A'capella ExpreSSSИх шестеро. Они молоды и красивы. Талантливые фантазёры, неутомимые выдумщики, любители подурачиться на сцене и при этом — насто... |