Acid Jazz |
Направления - Acid Jazz |
Acid Jazz? Иногда удивительно, как много разных значений вкладывается в это расхожее понятие. Также удивительно, что то, что однажды acid jazz прозвучало как случайно брошенная ремарка, стало частью международной музыкальной терминологии. Сейчас происхождение термина acid jazz обросло мифологией, но в действительности вполне возможно отследить место и время его возникновения. Не вдаваясь в подробности, можно утверждать, что по одной из версий впервые это выражение ввёл британский ди-джей (ныне продюсер) Chris Bangs. Занимаясь музыкой acid house на самых ранних стадиях её зарождения, Крис и его партнёр Gilles Peterson имели пристрастие к ретро фанки-джазовым сэмплам или, иначе говоря, ретро фанки-джазовому исходнику для экспериментирования с acid house. Однажды непосредственно во время микса, играя скоростью вертушки, чтобы добиться acid house эффекта моющей машины , Крис объявил примерно следующее: Всё фигня, парни, это acid jazz! Это и было началом. В дальнейшем уже партнёр Бэнгса Петерсон развивал понятие acid jazz. Полностью менялся весь музыкальный ландшафт, acid house казался авангардным и способным изменить всю музыкальную субкультуру. Петерсон пытался сделать так, чтобы джаз становился частью этого процесса. Петерсон сконцентрировался на игре ретро музыки, на её микшировании с новейшими танцевальными стилями. По одной из версий, можно считать, что acid jazz по-настоящему утвердился на вечеринках Dingwalls в Северном Лондоне, где в течение четырёх с половиной лет на компактном танцполе проходили эксперименты с многовариантным смешением джаза, соула, лэтина с хип-хопом и хаусом. Эти эксперименты стали получать всё большую известность и распространились в собственных, самых разнообразных версиях в Германии, Швейцарии, Италии и дальше. Соответственно, понятие acid jazz стало получать всё больше толкований среди многих людей. Но в любом случае главный принцип в общих чертах оставался прежним: acid jazz — это танцевальный джаз в смеси с новейшими музыкальными стилями и технологиями. Надо отметить значительный вклад в становление acid jazz лэйбла Impulse, который под влиянием продюсера Боба Тьела записал огромный спектр авангардной джазовой музыки от John Coltrane, Archie Shepp и Pharoah Sanders до коммерческих западноамериканских Gabor Szabo и Tom Scott. Уже в шестидесятых джаз вступал в диалог с развивающейся популярной музыкой, что влекло за собой некоторые изменения в ритмической основе самого джаза. То, что получалось при смешении джаза с ритм-н-блюзом, лэтином и соулом, нравилось и традиционной джазовой аудитории, но ещё более было пригодно для ди-джеев и их аудитории. Существует и другая точка зрения на развитие acid jazz, правда она более затрагивает jazz-rap, но одновременно влияет на представление о возникновении и развитии жанра в целом. Подчеркну, и это очень важно: эта точка зрения отражает мнение американских музыкальных критиков. В 1986 Stetsasonic, бруклинская рэп-группа с участием продюсера Prince Paul создала с применением сэмплинга трэк Talkin' All That Jazz . Что Stetsasonic не поняли в первый момент — это то, что они положили начало целому стилю. Но в прессе сразу появились статьи, дескать, началась новая эра джаза, это революция в звуке, которая позволяет джазу стать, наконец, музыкой молодёжи. Вплоть до 1989 года такое смешение рэпового хип-хопа и джаза оставалось всё ещё новым и свежим: звучание духовых инструментов было как бы из старых времён, но актуальность придавали голоса МС. Примером того может быть Гэнгстарр (Gang Starr: Guru + DJ Premier). Хотя кто-то мог бы и отдать здесь первенство патриарху джаза Miles Davis, известному экспериментатору со свободным смешением джазовых, роковых и популярных стилей (первые подобные опыты Майлса Дэвиса имели место ещё более 20 лет назад, когда именно ему удалось окончательно сформировать стиль джаз-рок). На закате своего творческого пути Дэвис обосновался в студии специально ради того, чтобы поучаствовать в новой волне фьюжн, в результате появился альбом Doo-Bop и знаменитая The Doo-Bop Song . Во второй половине 70-х в Лондоне новая джазовая сцена сформировалась благодаря британским группам, которые возрождали соул, и эта новая волна получила название rare groove . Эта новая волна сохраняла джаз-фанк образца конца 60-х и оберегала и саму эту музыку, и аудиторию от влияния американских диско и рок-н-ролла. Американские музыкальные критики признают, что именно с лёгкой руки или лёгкого языка британских ди-джеев уже в 80-х появилось выражение acid jazz. Также признаётся, что это выражение мало о чём говорит, кроме как об истоках этой музыки в американском соуле и фанке с джазовыми элементами. Таким образом, мы ещё раз убеждаемся, что понятие acid jazz определяет скорее откуда эта музыка произошла, нежели что она такое. Но тем временем в Штатах, да и в Канаде хип-хоп приобретал всё более джазовый звук. В частности, канадские Dream Warriors в 1990 вышли на новый уровень такого смешения, создав очень известный трэк My Definition Of a Boombastic (Jazz Style) с применением древних, архивных джазовых записей. После Dream Warriors и Gang Starr другая группа, A Tribe Called Quest, стала в Новом Свете одним из самых известных хип-хоповых проектов, использующих джазовый саунд. Именно благодаря трэку Jazz (We've Got) джазовые критики изменили к лучшему свои представления о так называемых b-boys. А после того, как Greg Osby выпустил свой трек Street Jazz , стали говорить, что в джаз пришла новая уличная энергия, и джаз получил новую аудиторию — молодёжную. По мере роста джазового хип-хопа как жанра на него стали обращать внимание представители и альтернативной, поп, и особенно r&b-сцены. К джазовому хип-хопу обратилась, например, Neneh Cherry (кстати, дочь великого джазмена Don Cherry). Другим гибридом стала группа Get Set V.O.P: в их трэке Why Ha Ha вокальный скэт совмещён с звуком в стиле bop старой школы. Вашингтонское Peace Bureau разместило рэп в стиле скэт поверх звуков джазового органа Hammond и джазового саксофона. Таким образом, по мнению музыкальных критиков, в первую очередь американских, начало 90-х принесло уличную энергетику в джаз и дало ему новый импульс, новую аудиторию, новый стиль acid jazz. |
Афиша и события:
Роберто ФонсекаФонд Ирины Никитиной «Музыкальный Олимп» представляет неповторимого кубинского джазового пианиста и композитора Роберта Фонсека.... |
Этносфера 2009: новое дыхание традицийКаждый из них уникален. Каждый известен и признан в мире музыки. Их концерты с аншлагом проходят на лучших площадках мира. Но ра... |
A'capella ExpreSSSИх шестеро. Они молоды и красивы. Талантливые фантазёры, неутомимые выдумщики, любители подурачиться на сцене и при этом — насто... |
Оркестр Гленна МиллераВсемирно известный оркестр Гленна Миллера под управлением выдающегося музыканта Уилла Салдена представит свою программу «Лучшее ... |
Усадьба. Джаз 20096 и 7 июня 2009 года в усадьбе «Архангельское» состоится VI Международный фестиваль «Усадьба. Джаз» — крупнейший в России джазов... |
The Wailers8 февраля в ГлавClubе легендарная ямайская рэгги-группа The Wailers (группа великого Bob Marlеy) празднует 30-летие выхода своег... |