Анонс интервью:

Cafe del Mar Music

News image

LoungeMusic.ru: Добрый вечер! Позвольте приветствовать Вас в столице России. Для начала поясните, пожалуйста...

Диск-интервью «100th Window»

News image

Почему работа над этим альбомом длилась так долго? После того как мы завершили тур «Mezzanine», группа ок...

Топ-альбомы:

Ital Tek – Spectrum Falls / Giga

News image

Сегодня, в день убогого финала Лоста и ликнувшегося нового альбома Menomena, дабы любители приятного дабстеп...

VA - Autumn Leaves (2009)

News image

Осень везде... цвета, запахи, ощущения, звуки

Авторизация



Главная Trip-hop История Massive Attack


История Massive Attack
Исполнители - Trip-hop

история massive attack

Бристольский Trip Hop уже давно не стиль музыки, а знак ее качества. Для того чтобы придумать название этому направлению, критикам понадобилось несколько лет. Впрочем, сами Massive Attack не принимают такое определение своей музыки, предпочитая называть себя «звуковой системой».

Все началось в далеком 1988 году, когда на обломках распавшегося хип-хоп коллектива The Wild Bunch Роберт 3Д Дель Ная (Robert 3D del Naja), Грант Дэдди Джи Маршалл (Grant Daddy G Marshall) и Эндрю Машрум Ваулз (Andrew Mushroom Vowles) решили сформировать новую музыкальную группу Massive Attack. Первый сингл группы (кавер-версия песни авторства Rufus & Chaka Khan), записанный совместно с Кэрлтоном (Carlton), носил название «Any Love». Позже эта композиция была перезаписана совместно с Тони Брайаном (Tony Bryan) и издана на следующем сингле «Daydreaming» в 1990 году. В записи сингла также приняли участие Шара Нелсон (Shara Nelson) и Трики (Tricky).

Группу The Wild Bunch, основу Massive Attack, собранную в конце семидесятых Дэдди Джи, правильнее было бы назвать не музыкальным коллективом, а звуковой системой, по крайней мере, сами они себя называли именно так. В отличие от группы с постоянным составом (band) звуковая система (sound system) объединяет постоянно сменяющих и дополняющих друг друга различных музыкантов, авторов, диджеев, звукорежиссеров, продюсеров и даже не имеющих прямого отношения к музыке людей. Скорее всего, это было самым метким определением того, что они из себя представляли. Команда людей, выросших на смеси культур хип-хопа и рэггей, они устраивали бешеные вечеринки в самых заброшенных и криминальных районах Бристоля, играя адскую смесь из всех мыслимых и немыслимых стилей музыки.

«Мы — барометр всей хорошей музыки, появлявшейся с 1977 года до настоящего времени, — говорит Дэдди Джи. — От панка, новой волны и новых романтиков до хип-хопа, хауса, эйсид-хауса, прогрессива и назад к хип-хопу. Мы прошли через все это. Massive Attack представляют собой целую группу людей, которые изначально могли бы стать диджеями, но, в конце концов, без какой-либо подготовки оказались в студии. И понимаете, мы оказались там только из-за своей любви к музыке. У нас не было никаких амбиций стать группой или поп-звездами. Мы были антигруппой. Теперь мы группа». [1]

Помимо Дэдди Джи, в состав The Wild Bunch входили: Клод Вильямс (Willie Wee), Майлз Джонсон (DJ Milo) и небезызвестный Нелли Хупер (Nellee Hooper), который после распада The Wild Bunch успел поучаствовать в работе с коллективом Soul II Soul, занимался сольной карьерой, поработал с Massive Attack, потом занялся продюсированием и работал с такими знаменитостями как Шинейд O’Коннор (Sinéad O’Connor), Бьёрк (Björk), Мадонна (Madonna).

Вспоминает Машрум: «Однажды, возвращаясь из школы, я услышал из открытого окна машины неожиданную смесь музыки. Никогда раньше ничего подобного не слышал. Я сразу же сел в автобус и поехал в магазин „Revolver“. За стойкой был огромный мужик, я к нему подхожу и говорю: „Дайте мне эту сумасшедшую музыку, которую я только что слышал! Там сумасшедший ритм! Абсолютно безумный ритм!“ И этот парень за стойкой дал мне пару альбомов электро. На них везде были наклейки с надписью „The Wild Bunch“. Я спрашиваю: „Wild Bunch? Кто это? Они как-то связаны с этой музыкой?“ А он мне: „Wild Bunch — это я“». [1]

Massive Attack тоже изначально были не столько группой, сколько собранием музыкантов, рэперов и диджеев, главной целью которых было создание музыки вокруг уличного искусства. По большому счету, никто даже не планировал создавать группу, просто так сложилось, что в один момент совершенно разные люди оказались в студии, работая над альбомом Нене Черри (Neneh Cherry), и позже, по совету друзей, решили провести некий музыкальный эксперимент.

В 1991 году Massive Attack выпустили свой первый альбом «Blue Lines», продюсером которого выступил муж Нене Черри, Кэмерон Мак-Вей (Cameron McVey), под псевдонимом Booga Bear. Представляя собой смесь замедленного хип-хопа с рэггей, в грамотных пропорциях разбавленную джазовыми семплами и приукрашенную речитативами Трики и 3Д, а также чудесным вокалом Шары Нелсон и легенды рэггей Хорэса Энди (Horace Andy), диск произвел фурор среди любителей музыки во всем мире. В нагрузку к альбому группа приготовила три сингла: «Daydreaming», «Unfinished Sympathy» и «Safe From Harm». Клип на второй до сих пор регулярно показывает каждый уважающий себя музыкальный канал, а диджеи из разных стран мира до сих пор делают ремиксы на эту композицию. Чем не доказательство бессмертия трека?

Альбом «Blue Lines» и несколько первых синглов группы существуют в двух вариантах оформления обложки: один под именем группы «Massive Attack», второй под именем группы «Massive». Это было сделано для того, чтобы не вызывать нежелательных ассоциаций с операцией «Буря в пустыне» и военными действиями в Персидском заливе, которые проходили одновременно с выходом «Blue Lines».

В 1992 году вышли несколько ремиксов и переработанных композиций. Новый же альбом, «Protection», выходит лишь в 1994. Вообще, скорость работы Massive Attack — больная тема всех поклонников группы. Для коллектива вполне нормально выпускать по одному альбому раз в три-четыре года. К тому же, Massive Attack не любят находиться на одной точке. Каждый новый диск — это стремление уйти от звука, настроения и содержания диска предыдущего. Поэтому тех, кто ожидал продолжения «Blue Lines», ждало разочарование. Новый альбом был намного медленнее предыдущего, стало меньше готовых семплов, больше живого звука; вокал Шары Нелсон сменили голоса Трейси Торн (Tracey Thorn) и Николетт (Nicolette). В записи поучаствовал и известный композитор Крейг Армстронг (Craig Armstrong), который сыграл на пианино в композициях «Heat Miser» и «Weather Storm», а также провел оркестровую партию в «Sly». Massive Attack стали взрослее, и их музыка повзрослела вместе с ними. К сожалению, из-за этого от группы отвернулись многие поклонники ее творчества, впрочем, это поспособствовало и появлению новых фанов.

«Потом мы сделаем что-то другое и половина людей, которые это услышат, возненавидят это. Бл*дь, правильно! Это демократия!» — 3Д о различиях между альбомами Massive Attack.

В 1995 году от группы окончательно отделился и занялся собственным творчеством Трики. Примерно в это же время мировую сцену потряс еще один бристольский коллектив — Portishead. Что любопытно, в одной из композиций с первого альбома Трики «Maxinquaye» а именно в треке «Hell Is Round The Corner» используются основная басовая тема из песни Portishead «Glory Box» [в оригиале это семпл из песни «Ike`s Rap II» Айсака Хейза (Isaac Hayes)] и лирика из песни Massive Attack «Eurochild». В другой композиции Трики, «Overcome», с того же альбома, текст песни идентичен тексту «Karmacoma» с альбома Massive Attack «Protection». Massive Attack же выпустили альбом ремиксов «No Protection», на котором были композиции со второй пластинки группы в дабовой обработке Mad Professor`а. К сожалению, основная масса поклонников группы не приняла этот диск, оказавшийся ну слишком дабовым.

По звучанию даб (dub) характеризуется прежде всего мощной плотной басовой линией, общим пространственным звучанием композиций и обилием глубокого эха на присутствующих звуках, особенно на ударных и перкуссии. Поскольку даб является производным от рэггей, басовые линии составляются по канонам, типичным для этого жанра. [2]

Помимо этого, Massive Attack, которые работают медленно, но и без дела сидеть не любят, выпустили кавер-версию песни «I Want You» Марвина Гэя (Marvin Gaye), записанную вместе с Мадонной, а также совместно с все той же Трейси Торн записали трек «The Hunter Gets Captured By The Game» для кинофильма «Бэтмен навсегда» («Batman Forever»).

В 1996 году Massive Attack основали собственный лейбл Melankolic, первой записью на котором стал сингл Хорэса Энди (певца, хоть и не считающегося участником группы, но участвовавшего в записи всех альбомов Massive Attack) «Skylarking». Также на этом лейбле выпускались Крейг Армстронг, группа Alpha и многие другие музыканты.

В 1998 году вышел «Mezzanine», третий альбом Massive Attack. По всему миру было распродано более 2,5 миллионов копий этой пластинки. Записанный совместно с Лиз Фрэйзер (Elizabeth Fraser) из группы Cocteau Twins и Сарой Джей (Sara Jay), а также неизменным Хорэсом Энди, новый альбом практически не содержал семплов, их заменили живые инструменты и прослойка из сочной тяжелой электроники. Общее настроение музыки стало мрачным и параноидально-депрессивным. Композиция «Angel», с этого диска, была использована более чем в десяти саундтреках к различным фильмам, композиция «Teardrop» стала мировым хитом, а видеоклип на нее получил приз MTV. Тут дело не обошлось без казусов, на церемонии вручения награды 3Д устроил маленький саботаж. Дело в том, что некая почетная гостья королевских кровей, а именно Сара Фергюсон (Sarah Ferguson), герцогиня Йоркская, неправильно произнесла название группы. В результате 3Д демонстративно отказался пожимать ей руку «промазав» мимо рукопожатия, а после, получив приз, заявил: «Fuck you very much!»

Однако поиск нового звука в этот раз привел к разрыву внутри коллектива и, спустя какое-то время, из группы ушел Машрум. 3Д и Нил Дэвидж (Neil Davidge), продюсер альбома «Mezzanine», начали работу над новым диском, но все пошло совсем не так, как хотелось бы. В результате группа похоронила около 120 часов записанного вместе с коллективом Lupine Howl материала. Каждый начал заниматься собственным делом: 3Д участвовал в антивоенных акциях и стал больше времени уделять изобразительному искусству (раньше 3Д увлекался граффити и принимал непосредственное участи в оформлении всех дисков группы), Дэдди Джи стал больше времени уделять семье и сольной карьере диджея. В прессе начали муссироваться слухи о распаде группы.

Как ни странно, художник и дизайнер 3Д — дальтоник. Он не отличает красного от зеленого, коричневого от синего, розового от белого. «Я вижу, что это разные цвета, — поясняет он. — Но, наверное, в моем описании они будут выглядеть не так, как в вашем. Я слышал, что скоро появятся специальные линзы, корректирующие цветовосприятие. Но я не хочу их носить. Цветовая слепота — это не такая уж плохая штука. Во всяком случае, мне хочется так думать. Благодаря ней многое видится по-другому, и это интересно». [3]

В результате 3Д и Нил Дэвидж, пригласив Хорэса Энди и Шинейд О’Коннор, с нуля записали новый альбом, который назвали «100th Window». Полностью отказавшись от использования семплов и записав все вживую, Massive Attack выдали (как всегда) что-то совершенно новое и совершенно на себя не похожее. Звук стал холодным, гипермедленным, сочным и глубоким. Для оформления обложки были заказаны несколько стеклянных человеческих фигур в полный рост, которые разбивались дробью из ружей, что в процессе фотографировалось известным фотографом и режиссером Ником Найтом (Nick Knight), ранее уже принимавшем участие в оформлении обложки для «Mezzanine». Записав альбом, группа отправилась в мировой тур, и тут поклонников ждал приятный сюрприз — в группу снова вернулся Дэдди Джи. На концертах Massive Attack поразили всех огромным монитором, устанавливающимся за сценой. В процессе выступления на него транслировалась различная информация: от прогноза погоды до антивоенных лозунгов, причем все заботливо переводилось на язык страны, где проходило выступление. Видеосопровождение очень гармонично дополняло музыкальное содержание, и по части воздействия на зрителя Massive Attack пожалуй достигли вершины мастерства.

Финансовый успех «Mezzanine» и «100th Window» позволил воплотить в жизнь заветную мечту 3Д и Нила Дэвиджа — создать собственную студию звукозаписи. Первыми записями на новом месте стали два саундтрека к фильмам «Дэнни Цепной Пес» («Danny The Dog») и «Парень-Пуля» («Bullet Boy»).

В начале 2006 года Massive Attack решили оглянуться назад и выпустить сборник лучших песен — «Collected» — и, как дополнение к нему, DVD со всеми клипами группы и ранее не издававшимся материалом. Также Massive Attack записали новую композицию «Live with Me» с известным джазовым исполнителем Терри Калье (Terry Callier) и выпустили промо-сингл «False Flags/United Snakes». После этого группа вновь прокатилась по миру с выступлениями и приступила к записи нового альбома, который носил рабочее название «Weather Underground». Однако, несмотря на клятвенные заверения выпустить диск в феврале 2007 года, фаны новый материал от «Massive Attack» не дождались. Практически весь год от коллектива не было ничего слышно, кроме слухов о том, что вроде как они работают с целой тучей приглашенных исполнителей. Назывались такие имена как Лиз Фрэйзер, Майк Паттон (Mike Patton), Дот Аллисон (Dot Allison), Mos Def, Алис Расселл (Alice Russell), Хоуп Сэндовал (Hope Sandoval), Дэймон Албарн (Damon Albarn) и многие другие. Однако ничего публика так и не дождалась. А рабочее название альбома оказалось очередной мистификацией 3Д.

Впрочем, нельзя сказать, что Massive Attack совсем уж залегли на дно. Роберт Дель Ная и Нил Дэвидж под псевдонимами One Point Six и 100 Suns поучаствовали в записи музыкального сопровождения к некоторым рекламным роликам и нескольким фильмам, в том числе: «Trouble the Water», завоевавшему Приз Большого Жюри на фестивале Sundance Film Festival, документальному фильму «In Prison My Whole Life» и фильму «Battle in Seattle», повествующем о пяти днях в 1999 году, когда антиглобалисты сорвали встречу членов ВТО. Летом 2008 года Massive Attack курировали фестиваль «Meltdown», который проходил с 15 по 22 июня в Лондоне. Помимо выступлений группы, были представлены различные шоу, инсталляции, фильмы. Прямо перед этим, группа прокатилась по миру с новым туром, не обделив вниманием Россию и Прибалтику. Во время этого тура фаны смогли услышать восемь новых композиций и увидеть новых исполнительниц женских вокальных партий: Стефани Доусен (Stephanie Dosen) и Йоланду Куэрти (Yolanda Quarty). А новый альбом? Ну, может быть где-нибудь осенью 2009 года...


 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Афиша и события:

Этносфера 2009: новое дыхание традиций

News image

Каждый из них уникален. Каждый известен и признан в мире музыки. Их концерты с аншлагом проходят на лучших площадках мира. Но ра...

Chanda Rule и трио Олега Бутмана

News image

Гастрольный график американской певицы Чанды Рул всегда расписан на два года вперёд — о визите в Москву переговоры начались ещё ...

Summertime Music Festival

News image

В названии Summertime есть как отсылка к джазу — стилю интеллектуальному и непростому, так и к лету — времени, которое нужно про...

A'capella ExpreSSS

News image

Их шестеро. Они молоды и красивы. Талантливые фантазёры, неутомимые выдумщики, любители подурачиться на сцене и при этом — насто...

Танцевальная музыка: эмбиент

News image

Эмбиент – разновидность, жанр электронной музыки. Основывается на разных модуляциях звукового тембра. Часто эмбиент характеризуе...

David Sanborn и Транс-Атлантик

News image

Дэвид Сэнборн. Упоминания имени этого саксофониста уже достаточно, чтобы тысячи поклонников джаза обратились в слух. Обладатель ...

Chillout альбомы:

News image

Al Tourettes & Appleblim – Lipsmacker EP

Чем еще заняться владельцу успешного лейбла, который за последний год нагреб денег огромной совковой лопатой и теперь решил поэк...

News image

Four Tet / Mala – Nothing To See / Don’t Le Me Go

Лейбл Soul Jazz решил тихонечко всех потроллить, активно используя слово FUTURE™ для своих нынешних и будущих релизов. В сентябр...

Релизы альбомов: